Новости

16 июня 2015

ПИСЬМО – ПРЕДПИСАНИЕ

Во время прохождения осенне-зимнего периода 2014-2015г.г. на поднадзорных теплоиспользующих установках и тепловых сетях потребителей области отказов в работе оборудования, повлекших длительное отключение теплоснабжения, не было. Между тем при прохождении отопительного периода было выявлено большое количество замечаний по эффективности использования тепловой энергии и излишним потерям тепловой энергии при её транспортировке.
При выборочных обследованиях работоспособности автоматики потребления тепла и режимов потребления тепловой энергии по объектам области с начала отопительного сезона выявлено 120 отключенных, неисправных или не эффективно работающих регуляторов, из них 79 на системах отопления и 41 на системах горячего водоснабжения. Выявленные нарушения и наличие большого числа неисправных регуляторов вызваны следующими причинами:
1. Отсутствием в ИТП и ЦТП, построенных и введённых в эксплуатацию до 2010 года, регуляторов перепада давлений (РПД), что привело к повышенному износу электроприводов регулирующих клапанов и контактных групп электронных блоков и, как следствие, к преждевременному выходу регуляторов из строя.
2. Неполным составом средств автоматического регулирования, установленных на части объектов (отсутствуют РПД и циркуляционные или смесительные насосы к регуляторам систем отопления), что привело к завышенной температуре обратного теплоносителя в определённых частях температурного графика как в целом по ИТП или ЦТП, так и от конкретной теплоустановки.
3. Наличием регуляторов, которые устарели морально и физически и сняты с производства.
4. Нарушением правил технической эксплуатации подогревателей горячего водоснабжения (ГВС), связанным с наличием сверхдопустимых отложений на поверхностях теплообмена и несвоевременной заменой заглушенных трубок в кожухотрубных теплообменниках, что так же привело к нарушениям режимов теплопотребления (завышение температуры обратного теплоносителя).
Таким образом, не работающая и не эффективно работающая автоматика систем теплопотребления, загрязнённые поверхности теплообмена в системах отопления и водоподогревателях ГВС привели к завышению температуры теплоносителя в обратных трубопроводах и повышенной циркуляции теплоносителя у многих теплоисточников РУП «Могилёвэнерго».
Так же при прохождении отопительного периода в области происходили локальные порывы в распределительных тепловых сетях, особенно при их пуске. При сопоставлении повреждённых тепловых сетей от теплоисточников РУП «Могилёвэнерго» с их технической оснащённостью были выявлены нарушения условий, при которых должны проводиться гидравлические испытания тепловых сетей. Кроме этого в течение осенне-зимнего периода (ОЗП) был выявлен 31 факт утечек теплоносителя из систем теплопотребления и в ИТП и ЦТП. Эти нарушения, а также несвоевременность обнаружения нарушений герметичности водоподогревателей ГВС привели к тому, что объём подпитки в тепловых сетях по отдельным теплоисточникам по-прежнему значителен, хотя и уменьшился по отношению к прошлому отопительному сезону.
Помимо этого, на балансе потребителей имеется значительное количество тепловых сетей со сроком эксплуатации более 25 лет, техническое состояние которых требует повышенного внимания, так как при эксплуатации этих сетей повышается риск аварийной ситуации, значительных утечек, снижается надёжность теплоснабжения.
Исходя из выше изложенного и в соответствии с требованиями ТКП 388-2012 «Правила подготовки и проведения осенне-зимнего периода энергоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии», утверждённого и введённого в действие постановлением Министерства энергетики Республики Беларусь и Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 6 июня 2012 г. № 27/8 филиал «Энергонадзор» РУП «Могилёвэнерго»
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
 
1.На основе анализа функционирования в предыдущем ОЗП систем теплопотребления и тепловых сетей в кратчайшие сроки разработать планы организационно-технических мероприятий по подготовке к предстоящему ОЗП, включая в них:
– ежегодную промывку отопительных систем, трубопроводов и калориферов систем вентиляции водой в количествах, превышающих расчетный расход теплоносителя в 3-5 раз (п. 20.9 ТКП 458-2012, п.4.4.7 ТКП 388-2012.);
–  гидропневматическую промывку систем отопления не реже раза в четыре года (п. 20.9 ТКП 458-2012);
– гидравлические испытания систем отопления, горячего водоснабжения, элеваторных узлов, калориферов, водоподогревателей и тепловых сетей (п. 20.10, п.14.3 ТКП 458-2012; п.4.4.7 ТКП 388-2012.);
– химическую или механическую очистку водоподогревателей отопления и горячего водоснабжения (п. 18.5 ТКП 458-2012, п.4.4.7 ТКП 388-2012) по результатам их диагностики;
Промывки и испытания необходимо проводить в присутствии представителей энергоснабжающей организации с составлением актов установленной формы.
2. Привести тепловые сети в соответствие с проектной и исполнительной документацией (п. 10.2 ТКП  458-2012.).
3. Провести требуемые ТНПА гидравлические испытания трубопроводов и оборудования тепловых сетей, систем теплопотребления, ИТП и ЦТП, при этом:
-   при проведении гидравлических испытаний тепловых сетей совместно с тепловыми сетями филиалов «Могилёвские тепловые сети» и «Бобруйские тепловые сети» на концах испытуемых сетей в обязательном порядке (в соответствии с п.4.9.10. РД.РБ.34.33.501-97 «Типовая инструкция по эксплуатации тепловых сетей») необходимо наличие воздушников и манометров (п.11.48 и 11.47 ТКП 458-2012) (факт прохождения испытаний будет признаваться только при наличии указанных средств и подписи ответственных лиц энергоснабжающих организаций);
- при проведении самостоятельных гидравлических испытаний тепловых сетей и гидравлических испытаний водоподогревателей, систем отопления, трубопроводов ИТП, ЦТП и калориферов приточной вентиляции факт прохождения испытаний, в соответствии с п.4.4.7 и 4.5.4 ТКП 388-2012, будет признаваться только при наличии подписи ответственных лиц энергоснабжающих организаций.
4. При неудовлетворительном состоянии тепловых сетей со сроком эксплуатации свыше 25 лет, проложенных подземно в битумоперлитной изоляции, выполнить их замену. Оценку технического состояния необходимо выполнять с помощью контрольных вскрытий (шурфовок) (ТКП 458-2012, п. 14.6.).
5. Провести ревизию балансовой принадлежности тепловых сетей. При выявлении бесхозяйных участков внести предложения по их регистрации и учету.
6. Проверить наличие и исправность приборов учета и систем регулирования потребления тепловой энергии (п.4.4.7 часть «и» ТКП 388-2012.). Необходимо так же проверить готовность систем автоматики и теплоиспользующих установок к выполнению температурных графиков во всём их диапазоне (п.4.4.7 часть «в» ТКП 388-2012.).
7. Установку расчётных дросселирующих устройств проводить под контролем и по согласованию с представителями энергоснабжающих организаций (от источников РУП «Могилёвэнерго» представителями филиалов МТС и БТС) с обязательным пломбированием энергоснабжающей организацией. Факт установки дросселирующих устройств, в соответствии с п.4.3.2 части «в» ТКП 388-2012, будет признан только при наличии соответствующего акта, подписанного энергоснабжающей организацией.
8. Укомплектовать штат персоналом для обслуживания теплоустановок и тепловых сетей, прошедшим обучение и проверку знаний по охране труда (п.5.2 ТКП 458-2012.).
9.  На ведомственных теплоисточниках:
-  создать необходимый запас предусмотренного проектом резервного топлива;
- провести анализ существующих схем электроснабжения теплоисточников, запитанных от одного источника электроснабжения, снабжающих тепловой энергией жилой фонд, социальную сферу и другие объекты жизнеобеспечения. До начала отопительного сезона оборудовать точки подключения передвижных автономных источников электроснабжения для подачи электроэнергии при аварийных отключениях, в том числе при неблагоприятных погодных условиях.  При необходимости приобрести в достаточном количестве автономные источники электроснабжения соответствующей мощности.
10. В целях безопасной эксплуатации и подключения автономных источников электроснабжения:
– назначить лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию автономных источников электроснабжения (ТКП 181-2009 п.6.3.9);
– иметь в наличии инструкцию по безопасному подключению и эксплуатации автономных источников электроснабжения, согласованную с РЭС и территориальным органом Госэнергонадзора (ТКП 181-2009 п.6.3.7);
– для эксплуатации автономных источников электроснабжения закрепить подготовленный персонал необходимой квалификации, для чего произвести обучение, проверку знаний и инструктажи персонала (ТКП 181-2009 п.6.3.9);
– ответственным за электрохозяйство объектов определить точки подключения передвижных автономных источников электроснабжения и установить в них коммутационное оборудование для подключения, исключающее возможность подачи напряжения от автономного источника электроснабжения в сеть энергоснабжающей организации (перекидной рубильник или устройство автоматики) (ТКП 181-2009 п.6.3.5);
–  сведения о местах подключения автономных источников электроснабжения с приложением утвержденной схемы подключения предоставить диспетчеру РЭС для обозначения на мнемосхемах (ТКП 181-2009 п.6.3.12);
– разработать Положение о взаимодействии между РЭС, органами МЧС и персоналом организаций, имеющих котельные, запитанные от одного источника электроснабжения, снабжающих тепловой энергией жилой фонд, социальную сферу и другие объекты жизнеобеспечения, при электроснабжении котельной от передвижного источника (ТКП 181-2009 п.6.3.7).
12. Выполнение мероприятий по подготовке энергоисточников, энергоустановок и тепловых сетей к надежной работе в осенне-зимний период завершить до 20 сентября 2015 года, регистрацию паспортов готовности – до 1 октября 2015 года.
13. Включение систем теплоснабжения при отсутствии оформленного и подписанного «Паспорта готовности» запрещается.
        За непринятие мер по подготовке теплоиспользующего оборудования к работе в осенне-зимний период юридические лица будут привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 20.11. Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях с наложением штрафа в размере до пятисот базовых величин.
 
 
И.о. директора – старший государственный
инспектор по энергетическому надзору                                                    В.В. Красновский