Новости

6 февраля 2020

Энергетике Могилева 110 лет. 1 часть.

Первая городская электростанция в Могилеве вступила в строй 7 февраля 1910 г.

Предыстория ее создания такова. В 70-х годах 19 века в Могилеве проживало 40 тысяч человек. В городе было 1620 деревянных и 285 кирпичных домов, 65 улиц и проездов. Остро стояла проблема освещения улиц и площадей по ночам, особенно при коротком световом дне. Как и в других городах Российской империи с середины 60 годов 19 века в городском освещении массово применялись недавно изобретенные керосиновые фонари. Всего в городе их было около двухсот. Сам фонарь представлял из себя коробку или ящик со стеклянными стенками, на столбе высотой около 3-4х метров, в котором помещалась керосиновая лампа.

image001.jpg

Дом губернатора. Не сохранился. Находился на площади Славы. Примерно 1900 год.

image002.jpg

Могилевский театр

Такие керосиновые фонари давали силу света в 8-10 свечей. Обслуживание их осуществлялось через несколько дней, поэтому фонарщики днем собирали лампы, которые на санках, тележках и даже на коромыслах относили в депо, где заливали в них керосин, чистили стекло, при необходимости выполняли ремонт и после всех манипуляций возвращали их на место. По вечерам для фонарщиков наступал самый суетливый момент: каждому необходимо было быстро зажечь около 20 фонарей. Зажигание фонарей производилось 10 месяцев в году из расчета 9 часов на ночь (за исключением полнолуний). На каждый месяц утверждался календарь, в котором для каждой ночи было прописано, с какого и по какой час производить освещение.

image003.jpg

Керосин от «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель». Доставлялся речным транспортом, после перегонки Бакинской нефти. Ориентировочно 1885 год.

На центральных улицах города и на мосту через реку Днепр фонари располагались достаточно часто, через каждые 20-30 метров, на окраинах фонари стояли на перекрестках и опасных местах. Света такие фонари давали достаточно немного, современники так описывали пользу данного изобретения: в метель на улицах, только изредка виднелись какие-то светлые пятна и только наткнувшись на деревянный столб, можно было удостовериться, что это уличный фонарь. Тем не менее, керосиновые фонари настолько прочно вошли в жизнь, что детям предлагали решать задачи, сколько нужно времени фонарщику, чтобы зажечь фонари на улице.

image004.jpg

Современная улица Первомайская от пл. Ленина до ж/д вокзала, невысокие светлые столбы по левой стороне дороги – керосиновые фонари.

image005.jpg

Керосиновые фонари на мосту через р. Днепр и на Днепровском спуске.

image006.jpg

Быховская улица, сохранила название, в конце улицы находится Могилёвский государственный областной лицей № 1 (до революции Женское Епархиальное училище Духовного ведомства), керосиновые фонари установлены значительно реже.

К 1890-м годам в городах империи стало постепенно внедряться электрическое уличное освещение. Керосиновые компании, ощутив конкуренцию с производителями электрических ламп, были вынуждены внедрять изобретения, которые значительно улучшили уровень уличного освещения. После 1903 года появляются калильные сетки, и соответственно керосинокалильные фонари. Они представляли собой длинный цилиндр, заканчивающийся внизу стеклянным колпаком с рефлектором. Резервуар для керосина помещался в верхней части фонаря. Горючее по трубке стекало вниз в испаритель. Пары керосина выходили из форсунки, смешивались с воздухом и сгорали внутри калильной сетки. При этом сетка раскалялась и давала свет в 600 и более свечей. Для зажигания фонаря его опускали вниз на тросу, спиртом разогревался испаритель, после того как фонарь разгорался его подымали. Чтобы погасить фонарь его снова опускали.

В Могилеве такие фонари использовались на железнодорожной станции и на центральных улицах и площадях.

image007.jpg

Железнодорожный вокзал вид с перрона, характерный трос для спускания фонаря виден на ближнем столбе.

image008.jpg

Железнодорожный вокзал вид с дороги.

image009.jpg

Днепровский проспект (современное название ул. Первомайская, здание Городского дома культуры) над конкой виден керосинокалильный фонарь.

На важность освещения города керосиновыми фонарями указывает то, что к 1914 году городским освещением занималось специальное подразделение при городской управе. Им обслуживалось 380 штук керосиновых и 44 керосиново – калильных фонарей. Руководил подразделением заведующий, в штате был монтер и 18 рабочих (фонарщикам даже полагалась от города фуражки и рубахи). На керосиновое освещение города тратились значительные суммы, так в 1901 году было выделено 3655 руб., 1904 – 4637 руб., 1906 – 6795 руб., 1907 – 9 526 руб., 1912 – 8 292 руб., а 1914 – 10 146 руб.

image010.jpg

Продолжение следует…