50 лет назад впервые подано напряжение 330 кВ в Могилевскую область
В структуре РУП «Могилевэнерго» «Могилевские электрические сети» являются одним из крупнейших филиалов, как по условным единицам, так и по экономическим показателям и установленной мощности. За годы развития филиала было много значимых событий, одним из них является начало реконструкции крупнейшей подстанции в Республике Беларусь - Могилёв-330, которая после реконструкции станет одной из первой цифровой трансформаторной подстанцией 330/110кВ на территории СНГ.
Высокому уровню развития «Могилевских электрических сетей» предшествовала целенаправленная, кропотливая и порой героическая работа всего коллектива на протяжении многих лет.
Важным событием в поэтапном развитии «Могилевских электрических сетей» являлось восстановление энергетического хозяйства разрушенного в годы войны. Так к 1960 году, был не только восстановлен, но и построен, в основном хозяйственным способом, целый ряд подстанций и линий электропередач. В частности подстанции: «Весовая», «Луполово», «Присно», «Каменица», «Красница», «Сова», «Кузовино», «Мосток», «Кипячи», «Радучи», что позволило не только расширить электрические сети, но и значительно повысить надежность электроснабжения потребителей (длина некоторых фидеров в то время доходила до 100 км). В выполнении этих работ особо нужно отметить руководителей Топпена В.А., Сетько С.В., Митаковича А.А.; электромонтеров Лавриновича Э.А., Лаврова Г.А., Микушкина Г.Г.; электрослесарей Целобенока В.Н., Цалко А.С., Мелешкова П.И., Лазаренко И.И. и других.
В 1967 году была завершена электрификация всех населенных пунктов области, т.е. задача по сплошной электрификации сельского хозяйства была выполнена. Для выполнения этой задачи строились подстанции и линии электропередач 35 и 110 кВ. Линии строились на деревянных опорах с деревянными траверсами (ВЛ-35 кВ «Куйбышевская-Белыничи», «Дубровно-Горки», «Горки-Дрибин», «Толочин-Круглое») и другие. Из-за некачественной пропитки деревянных опор, длинных фидеров, а также увеличения нагрузок, в связи с ростом промышленности и социальной сферы, районных центров и г. Могилева, линии часто отключались, вызывая полное или частичное погашение потребителей. Это стало проблемой для всех.
Таким образом была поставлена задача технологического плана – замена всех деревянных опор на железобетонные с увеличением пропускной способности линий электропередач, замена проводов на большее сечение. Это мероприятие, на первый взгляд незначительное, на самом деле было очень сложным, ответственным и объемным, имеющее впоследствии очень важное значение для всей энергосистемы. Основная тяжесть этой работы выпала на коллектив службы ВЭС. Активными участниками тех событий были: Шунаев В.Ф., Шляхтов А.Л., Шалюта Е.М., Елисеев П.А., Федоров В.А., Кузмич В.И., механизаторы Иванов А.В., Михасев А.Г. и многие другие. Благодаря их высокому профессионализму, самоотверженности и ответственности удалось блестяще справиться с этой задачей в кратчайшие сроки.
Бурное развитие промышленности в конце 60-х годов, связанное со строительством комбината «Химволокно», завода «Могилевсельмаш», сельскохозяйственного производства, строительной индустрии и ряда других объектов – требовали значительного увеличения энергетической мощности и надежности электроснабжения потребителей. Таким образом, 60-е годы окончились важнейшим для Могилевской энергосистемы событием: строительством линии электропередач 330 кВ и подстанции «Могилев-330».
Стройка была сложной, всё было впервые. Поступало уникальное для того времени оборудование: воздушные выключатели, трансформаторы тока и трансформаторы напряжения, разъединители и разрядники напряжением 110, 330кВ. Особое внимание стоит уделить доставке и установке автотрансформатора 200 мВА весом более 200 тонн, который на то время был первым в Могилёвской области.
Строительство подстанции велось персоналом МК-85 (начальник Карпович Н.М.), монтажные работы выполнялись персоналом МУ-8 ЭЦМ (начальник участка Галей А.Л.). Наладку оборудования вел персонал БЭРН во главе Солоненко Г.М. Технический надзор, организацию строительных и монтажных работ взяли на себя начальник подстанции Беляй Г.С., начальник службы подстанций Шапортов Ю.П. Значительную помощь в организации строительства подстанции «Могилёв-330» оказывали работники РУП «Могилевэнерго» в лице Забелло А.А., Бовдилова В.П., Плятнера Г.П., в приемке устройств РЗА принимали участие Рослик А.А., Лосев В.Е.
Для ввода в эксплуатацию подстанции «Могилёв-330» была создана государственная комиссия под председательством заместителя главного инженера «Белглавэнерго» Красновского А.Е., который своим указанием поручил включить автотрансформатор под напряжение Шапортову Ю.П. - начальнику СПС Могилевского ПЭС. Из воспоминаний Ю.П. Шапортова: «…Затем началось поэтапное включение оборудования. Последовательно и с высокой степенью ответственности включили щит собственных нужд, щит постоянного тока, аккумуляторную, компрессорную. 30 декабря 1969 года я повернул ключ управления и автотрансформатор был включен под напряжение, и так, исторический момент наступил».
Так впервые в Могилевской области появилось напряжение 330 кВ. Это был совершенно новый этап технического прогресса и новая форма эксплуатации электрооборудования, требующая других подходов в квалификации персонала. Первыми дежурными подстанции были Кукшинов В.И., Кондратенко В.И., Саханков Т.И., Саханкова Н.Ф. Электрослесарями работали: Поляков Н.В., Лисовский Б.П., Сапроненко Н.В. и другие. ПС «Могилев-330» стала кузницей кадров для Могилевской энергоргосистемы. На ПС работали и стали руководителями: Юревич Т.К., Сашков А.И., Усевич Н.М., Бородин В.Л., Гулев Е.В., Кондратенко В.И., Лосев В.Е., Секерко Д.Е., Дударь С.Н., Майстров Б.Б., Шишов А.М.
Включение ПС «Могилев-330» дало мощный толчок развитию электрических сетей. С вводом в действие «Могилевской ТЭЦ-2» были построены подстанции и ВЛ-110 кВ Могилевского кольца. Во всех районных центрах введены в эксплуатацию подстанции 110 кВ.
За годы существования на подстанции «Могилев-330» с технической точки зрения, произошло немало изменений:
1970 – установка автотрансформатора АТ-2 и включение второй ВЛ-330кВ;
1971 – ВЛ-110 ТЭЦ-21, Годылёво;
1973 – ВЛ-330кВ Могилёв-Гомель, что значительно повысило надёжность питания Гомельской энергосистемы;
1978 – ВЛ-110 Волковичи, Машенаки, Чаусы, Водозабор;
1981 – установка автотрансформатора АТ-3, строительство второго релейного зала;
1985 – строительство здания АБК, что значительно улучшило санитарно-бытовые условия работников подстанции;
1994 – установка КИТТ, позволяющая производить контроль состояния изоляции фаз трансформаторов тока 330 кВ;
2004 – изменения схемы питания Т-5 от АТ-3, с использованием кабельной вставки сшитого полиэтилена;
2014 – демонтаж ячейки АТ-2 и монтаж шунтирующей перемычки выключателя В-2 АТ-2.
2018 – начало реконструкции подстанции.
При реконструкции подстанции предусматривается следующие изменения:
-
Первичная схема ОРУ 330кВ – «2/1» (два выключателя на присоединение) вместо «3/2» (полуторная).
-
Первичная схема ОРУ 110 кВ - «две секционированных системы шин» вместо «две не секционированных системы шин с обходной системой шин».
-
Применение выключателей-разъединителей (DCB) 110 - 330кВ вместо классических «выключателя с двумя разъединителями».
-
Применение микропроцессорных контроллеров, на базе которых возможно создание надежного программно-аппаратного комплекса ПС;
Все это создает предпосылки для построения подстанции нового поколения – цифровой подстанции (ЦПС), в которой организация всех потоков информации при решении задач мониторинга, анализа и управления осуществляется в цифровой форме.
В прошлом, в настоящем и будущем подстанция “Могилев-330” всегда ориентирована на внедрение и применение новых инженерных идей, бесперебойного и надежного энергообеспечения потребителей, подготовки высококвалифицированных кадров и по праву занимает ведущее место в ОЭС Беларуси.