Энергетике Могилева 110 лет. 2 часть.
Вернемся к теме электрификации. В конце 19 века в некоторых российских городах для освещения домов и улиц уже начинает применяться электричество. Так, например, в Петербурге первым в мире мостом постоянного типа, освещенным электричеством стал Литейный мост (1879). Вскоре после открытия, на нём были установлены электрические фонари со «свечами» П. Н. Яблочкова. Первые уличные электрические фонари появились в Москве в 1880 году на Петровских линиях, около популярного тогда ресторана «Яр», а также на территории фабрики купцов Алексеевых и в саду «Эрмитаж».
В июне 1880 г. городская управа Могилева приняла постановление о необходимости электрификации города, и летом того же года начинается возведение здания электростанции. Однако это решение было слишком скоропалительным, поскольку ни техническая, ни экономическая сторона вопроса была еще недостаточно проработаны, работы были надолго остановлены и возобновились лишь в июле 1908 г. К этому времени во многих крупных городах Российской империи работали электрические станции, демонстрируя высокую прибыльность. Финансирование строительства электростанции осуществлялось за счет займа на сумму 125 тыс. рублей выделенного Московским земельным банком с последующим погашением в течение 50 лет под 5% годовых.
Строительство было закончено в начале 1910 г. и 7 февраля электростанция дала первый постоянный ток напряжением 200-400 Вольт. Первоначально станция имела мощность 90 кВт. В качестве привода электрогенератора на электростанции был установлен прогрессивный двухцилиндровый дизельный двигатель Нобелевского завода (С. Петербург) работавший на сырой нефти. В последующем на электростанцию было установлено еще несколько двигателей, за счет заемных средств (дополнительно привлечено 165 тыс. рублей) и в 1913 г. ее мощность была доведена до 400 кВт. На указанные средства было построено здание электростанции (включая аккумуляторную установку, мастерские, подсобные помещения, квартиры для персонала (управляющего, машиниста), склад топлива, распределительный щит, воздушные линии электропередачи).
С учетом мирового опыта была принята трехпроводная система распределения электроэнергии, предложенная в 1882 г. Дж. Гопкинсоном и независимо от него Т. Эдисоном. При этой системе генераторы на электростанции соединялись последовательно и от общей точки шел нейтральный, или компенсационный провод. При этом обычные лампы сохранялись. Они включались, как правило, между рабочими и нейтральным проводами, а двигатели для сохранения симметрии нагрузки можно было включать на повышенное напряжение (400В). Также была сооружена аккумуляторная батарея на 400В 440 ампер-часов. Аккумуляторные батареи были в то время обязательным дополнением каждой электростанции. Они покрывали пики нагрузок. Заряжаясь в дневные и ночные часы, они служили резервным источником. В итоге радиус электроснабжения составлял примерно до 1200 м., соответственно электростанции могла питать потребителей, только находясь в центре города, непосредственно возле них.
Электростанция была построена на территории так называемой «площади горелых казарм», по адресу Крутой переулок (за современным кинотеатром «Чырвоная зорка»). Здание станции находится там до сих пор.
История сохранила имена первых руководителей электростанции. Первым заведующим был Мариан Иосифович Маркевич, римско-католического вероисповедания, закончивший политехнический институт, машинистом Виктор – Адольф Робертович Доблер, евангелическо-лютеранского вероисповедания, закончивший техническое ремесленное училище. В 1911 на электростанции появился бухгалтер Митрофан Петрович Тихий, православный, закончивший городское училище.
В 1912 году заведующим электростанцией стал Вацлав Антонович Павловский римско-католического вероисповедания, закончивший политехнический институт, в 1913 году - Иван Меркурьевич Булах, православный, закончивший политехнический институт. С 1914 года на электростанции появился заведующий бухгалтерией (главный бухгалтер говоря современным языком) Иван Федорович Ткаченко, православный, закончивший счетоводческие курсы. Всего же на станции работало порядка 50 человек, в обязанности которых входило эксплуатация и обслуживание дизельных двигателей, ремонт аккумуляторов, воздушной сети, электросчетчиков. Интересно, что платно осуществлялась устройство электрического освещения у абонентов, а при устройстве вводов – оплачивалась только работа персонала.
К 1913 году станция снабжала электроэнергией служебные, общественные и жилые помещения: 3 промышленных предприятия, 12 тыс. электрических лампочек у абонентов, 300 светильников уличного освещения, 90 подворотных ламп. За 1913 год ей было выработано порядка 270 тысяч кВтч. Потребление распределилось следующим образом: 71% на освещение жилых и производственных помещений, 11 % на работу электродвигателей, 17% на уличное и подворотное освещение. Расход топлива составил порядка 80 тонн сырой нефти по цене около 1 рубля за пуд (керосин стоил 2 рубля за пуд). Немало трудностей было с доставкой топлива, поскольку в районе электростанции нет ни железнодорожных путей, ни крупной реки.
Исходя из расхода порядка 130 кВт/ч в год на один электрический фонарь уличного освещения, можно предположить, что применялись лампы накаливания мощностью около 60 Вт. Но где же эти фонари на фотографиях спросит пытливый читатель? Судя по всему часть керосиновых фонарей, было просто переделаны под электрические, а вновь устанавливаемые по внешнему виду не отличались от старых керосиновых.
1916 год. Дом губернатора – в нем тогда проживал Верховный главнокомандующий (Николай II). Здание подключено к электрической сети, внешний вид фонарей не изменился.
Учитывая специфику тогдашнего потребления электроэнергии – 88% производимой электроэнергии расходовалось на освещение, максимум загрузки был в вечерние и утренние часы и низкая загрузка электростанции в дневное время и ночное время. Поэтому после 24-00 машины останавливались, и город оставался на питании от аккумуляторной батареи. С целью повышения нагрузок в дневное время тариф для работы электродвигателей был установлен на уровне чуть выше себестоимости. Плановая прибыльность станции на 1914 год составляла 37,5%
К 01.01.1913 у абонентов имелась значительная задолженность: за устройство электрического освещения процент оплаты составил 70 %, за отпущенную электроэнергию - 68%, за прокат электросчетчиков – 78%. Видимо именно проблемами с неплатежами объясняется появление бухгалтера, а потом и заведующего бухгалтерией на электростанции.
Справка – характеристика с места работы 1913 год.
Что же поменялось в жизни горожан с появлением электростанции? До появления керосина освещение жилья было или очень дорогим (свечи) или плохим (лучина). Керосиновые лампы значительно удешевили и улучшили освещение жилья, однако и с их появлением население максимально использовало дневной свет, если же ребенок вечером делал уроки при керосиновой лампе в этой комнате собиралась вся семья: мать шила, отец читал газету, дети играли. Впрочем и керосиновые лампы обладали рядом недостатков. В брошюрах популяризирующих электричество подчеркивались следующие недостатки керосиновых ламп: при их опрокидывании возможен пожар, они загрязняют воздух продуктами горения, что может плохо сказаться на здоровье, от них портится интерьер и одежда из-за образующейся сажи и пыли, лампу долго разжигать. Электрическое освещение напротив, пропагандировалось как не требующее дополнительного ухода на заправку, регулировку; при этом его легко зажечь или погасить; безопасность для человека постоянного напряжения в 100В. Подчеркивалась выгодность электрического освещения в витринах магазинов, для подсветки товара, т.к. оно не портит образцы и не искажает их цвет. Выгода электричества для промышленности заключалась в использовании станков с электрическим приводом (вместо механического), возможности удлинить рабочий день, обеспечить освещение рабочего места.
Освещение одной лампочкой мощностью 42Вт обходилось абоненту ежемесячно в 40 копеек (1,41 кВт/ч). Для сравнения в 1913 году цены на зерно (гречка, рожь) составляли порядка 1 рубля за пуд, швейная машинка «Зингер» стоила 25 руб. Месячная заработная плата в г. Могилеве сторожа составляла 14 руб., фонарщика – 14,5руб., микроскописта – 25 руб., младшего городового – 20 руб., монтера (по керосиновому освещению) – 30 руб., служителя пожарной команды – 17-23 руб., сборщика денег (городской водопровод) – 40руб. машиниста городского водопровода - 70 руб., заведующего скотобойней – 125 руб.
Тарифы на электроэнергию были дифференцированные: для нужд освещения 1 кВт/ч стоимость составляла 28 копеек, для работы электродвигателей - 13 копеек, на уличное освещение - 10 копеек. Себестоимость 1 кВт/ч составляла 10 копеек. Интересно, что электрические счетчики сдавались абонентам в аренду. Стоимость аренды составляла около 1 рубля в год, что было значительно дешевле московских цен (3,6 рубля).
Устройство электропроводки в доме осуществлялось открыто, на изоляторах. Стоимость устройства электропроводки составляла около 3 рублей с лампочки или 25 рублей на оборудование средней квартиры (цены Москвы). В первую очередь электрифицировались дома богатых горожан, магазины, общественные здания. Лампочки стоили: с нитью накала из угольного волокна 50 коп. (600 часов службы с большим расходом электроэнергии) и с вольфрамовой нитью 1,5 рубля (1000 и более часов службы и более экономичные). Поскольку лампочки с вольфрамовой нитью были подвержены перегоранию при сотрясении, советовали для восстановления ее работоспособности слегка встряхивать лампочку под напряжением, пока оборванные концы сами не срастутся. В целях удешевления перехода с керосинового на электрическое освещение давались советы, как переделать лампу на керосине или люстру на свечах под электрическое освещение.
В целом электрическое освещение было несколько дороже по сравнению с освещением керосиновыми лампами, однако удобство в использовании и пожарная безопасность электрического освещения были быстро оценены горожанами. Вместе с тем население использовало электрическое освещение крайне экономно, примерно 1-2 час в день на 1 лампочку, видимо в силу некоторой дороговизны и культурных традиций. Электричество проникало во все сферы городской жизни и становилось мерилом престижа и культуры. В городе появились кинотеатры (одним из первых был электро-театр «Чары» построенный в непосредственной близости к электростанции, в настоящее время на этом месте находится кинотеатр «Чырвоная зорка»).
В это время уже появились знакомые всем электроприборы, хотя широкого распространения они конечно еще не получили:
К концу 1913 года на электростанции имелся значительный резерв мощностей. Имелись и значительное количество горожан желающих, подключиться к электрическим сетям. Поэтому на 1914 год прирост потребления на освещение прогнозировался на 15%, уличного освещения на 8%, потребления электромоторами на 90%. В том числе планировалась электрификация улиц Виленской (современная ул. Лазаренко), Большой мещанской (современная Большая Гражданская – в районе речной пристани) и других, а также установка дополнительных электромоторов на предприятиях. Финансирование этого строительства планировалось за счет ссуды Общества взаимного страхования от огня на сумму 20 тыс. рублей под 4%.
Электрификация проводилась в основном путем строительства воздушных линий электропередачи.
Воздушная линия по улице Большая Садовая
(сейчас ул. Ленинская, здание магазина Алиса)
Воздушная линия по улице Малая Садовая (сейчас ул. Пионерская)
Пожарный переулок. Первая опора слева – телефонная, вторая – воздушная линия электропередачи
Спаский переулок (район площади Славы). Воздушная линия и ввод. 1915-1916 год.