Новости

12 марта 2020

Есть что рассказать

Машинист - обходчик котлов 5 разряда котлотурбинного цеха филиала «Могилёвская ТЭЦ-2» РУП «Могилевэнерго» является основной профессией котельного отделения котлотурбинного цеха (КТЦ).

Главной задачей машиниста – обходчика, как и всего персонала КТЦ, является обеспечение безопасной, бесперебойной, надежной и экономичной работы обслуживаемого оборудования. А это паровые котлы
ст. № 1,2,3,4,5,6,7,8 и другое вспомогательное оборудование.

  «Машинист – обходчик» - само название профессии говорит о функциональных обязанностях. Основной и самой главной обязанностью для машиниста – это обход и осмотр действующего оборудования и оборудования находящегося в резерве.

Машинист всегда находиться в цеху. За смену он проходит не один километр, причем не только в длину, но и в высоту, ведь высота парового котла достигает 31 метр. Надо осмотреть десятки манометров, термометров, расходомеров, проверить уровни в котлах, сосудах и сверить их показания с приборами на ЦТЩ, обойти все тягодутьевые механизмы котлов, насосы, охладители и подогреватели, сами котлы и их трубопроводы, газопроводы, мазутопроводы. И не просто осмотреть и обойти. Надо убедиться, что все оборудование исправно и работает в «штатном» режиме. Тщательно осмотреть работающие горелки котлов, убедится в устойчивом горении факелов в топке. А для этого надо знать принцип работы и характеристики оборудования. Кроме этого необходим достаточный опыт чтобы можно визуально (на глаз) определить правильное горение топлива в горелках котла и необходимого сочетания «топливо – воздух». Особенно сложно это сделать при работе котлов на мазуте, где необходимо учитывать качество и угол распыла топлива. Необходимо также знать возможные неисправности оборудования, и самое сложное - место его расположения вплоть до маленьких вентилей.

Машинист - обходчик – это глаза и уши машинистов ЦТЩ и старших машинистов цеха. Именно они выявляют нарушения в режиме работы, неисправности оборудования, парения и различные дефекты котлов, трубопроводов и сосудов. И не только выявляют, но и принимают меры по их устранению в пределах своей компетенции, а в аварийных ситуациях имеют право остановить не только вспомогательное, но и основное оборудование (котлы).

Все вышеперечисленное - это основная задача, но не самая трудозатратная часть работы. Ведь кроме этого необходима и «ручная» регулировка некоторых параметров котлов, а также пуски и остановы котлов, прогревы и расхолаживание сосудов и трубопроводов, вывод в ремонт оборудования и подготовка рабочих мест по нарядам - допускам. К примеру, пуск котла занимает три часа, а остывание котла после останова происходит только через сутки.

Но самое главное надо знать и уметь, как надо действовать при возникновении аварийных ситуациях, авариях и пожарах. Весь процесс обучения и тренировок сводится к одному – машинист обходчик должен безопасно и правильно действовать именно в критических ситуациях.
Недаром все работники оперативного персонала, принимаемые на работу,   проходят обучение и стажировку на рабочих местах машинистов – обходчиков, которое занимает «львиную» долю времени на подготовку и продолжается не меньше чем полгода. А для того чтобы стать профессионалом в этой профессии требуется не один год.

Кроме всего вышесказанного есть еще и повседневная рутинная
работа – уборка оборудования, вытирание подтеков масла, очистка от снега площадок обслуживания и т.д. и все это делается руками машинистов обходчиков.

Всего на смене в котельном отделении два машиниста – обходчика, которые обслуживают восемь паровых котлов, более десятка сосудов, более тридцати трубопроводов, и более десятка насосов и другого оборудования. Рабочая зона – 240метров в длину и не менее 27м в высоту, разделенная площадками обслуживания.

Так как процесс выработки тепловой и электрической энергии на ТЭЦ непрерывен, работа машинистов – обходчиков организована круглосуточно, сменами по 12 часов по ежемесячному графику. На случай болезни, отпуска и т.д. формируется резервная смена, которая работает по 8 часовому графику и при необходимости из ее состава происходит замена машиниста.

Рабочее место укомплектовано переговорной связью со всеми рабочими местами, необходимой документацией, схемами, инструкциями и соответствует действующим санитарным нормам.

В заключении можно сказать, что эта работа требует большого опыта и старания. Постоянно надо учиться и повышать свою квалификацию. Да и физического труда хватает (одна мазутная форсунка весит от 15 до 25 кг). Но самое главное надо иметь желание освоить эту профессию, остальному мы научим.        

IMG_5277.JPG