Новости

17 июля 2019

НАЧАЛО БОЛЬШОГО ПУТИ

К 50-летию Могилевской ТЭЦ-2

по материалам архива Комнаты Трудовой и Боевой Славы РУП «Могилевэнерго»

Во исполнение Постановления Высшего Совета народного хозяйства СССР Совета Министров СССР от 23 августа 1965 года №57 председатель Государственного производственного комитета по энергетике и электрофикации СССР П. Непорожний 3 сентября 1965 года распоряжением №ЭС-710 обязал Главтехстройпроект разработать до 15 ноября 1965 года проектное задание на строительство Могилевской ТЭЦ-2, необходимой для энергоснабжения Могилевского комбината синтетического волокна.

Распоряжением предусматривалось до утверждения проектного задания на строительство ТЭЦ-2 приступить к разработке чертежей с тем, чтобы 1 апреля 1966 года выдать техническую документацию на объем строительно-монтажных работ 1966 года.

Согласно комплексному сетевому графику общий срок строительства был определен в 5 лет.

Объем строительно-монтажных работ пускового комплекса по промстроительству (без долевых участий) составлял 15692,56 тыс. руб. (Долевое участие - 4027,76 тыс. руб.).

В 1967 году Министерством энергетики и электрификации СССР, Государственным союзным проектным институтом «Промэнергопроект» был обобщен опыт строительства Могилевской ТЭЦ-2 за 1966-1967 г.г., который публикуется ниже:

image001.jpg


«ОПИСАНИЕ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВА

Приказом Министерства Энергетики и Электрификации СССР №6/а от 15 января 1966 года в составе треста Белэнергострой организовано строительное управление Могилевской ТЭЦ на хозяйственном расчете с местонахождением в г.Могилеве.

Планом строительства ТЭЦ-2 на 1966 год по промстроительству было предусмотрено финансирование в 1000,0 тыс. руб. План ввода основных производственных фондов составил 440 тыс. руб.

Намечалось ввести в эксплуатацию ряд временных сооружений, необходимых для разворота работ по основным объектам. Намечалось построить контору строительного управления, столовую, бытовой корпус, бетонорастворное хозяйство, хозяйство главного механика и автохозяйство, часть временных дорог и автоплощадок, временный поселок и перевалочную базу.

На жилстроительство выделялось 100 тыс. руб. Строительные работы начались в феврале. Было начато сооружение перевалочной базы. Здесь было построено 300 м железнодорожных путей, спланированы открытые площадки, сделано ограждение, смонтирован козловый кран, на перевалочной базе было построено пионерное бетонорастворное хозяйство со складами цемента и инертных, было организовано также производство деталей сборно-разборных сооружений. К перевалочной базе проведена автодорога.

В апреле на площадке начато сооружение конторы и столовой. В первое время все службы стройуправления размещались в передвижных вагонах. Столовая работала на продуктах, доставляемых в термосах.

Линия электропередачи от подстанции «Вейно» введена только 16 августа. До этого питание осуществлялось передвижной электростанцией ЖЭС.

Телефонная связь площадки осуществляется по диспетчерской связи ТЭЦ-1. Позже был смонтирован коммутатор.

В связи с отсутствием железнодорожного пути, управление не могло доставить на площадку передвижные котловагоны. Поэтому для отопления конторы и столовой в зимний период, а также для подогрева заполнителей на бетонном заводе в лестничной клетке конторы были смонтированы три электро-котла общей мощностью 100 кВт.

Летом 1966 года был смонтирован и заселен временный поселок.

В июне пробурена и задействована артезианская скважина. Эта скважина и питала временный поселок.

С начала 1966 года Министерство транспортного строительства вело сооружение подъездного железнодорожного пути к заводу искусственного волокна и ТЭЦ.

Весной было начато строительство временной автомобильной дороги от шоссе Могилев-Гомель мимо временного поселка к стройбазе.

Строительство постоянного жилья для строймонтажных кадров в городе вело Министерство строительства БССР.

image003.jpg

В октябре 1966 года начато сооружение фундамента дымовой трубы. Был подготовлен котлован, уложена арматура. Однако к началу бетонирования не был пущен бетонный завод. Это потребовало защиты основания трубы от промораживания. На зиму над фундаментом был устроен шатер из брезента, утепленного шлаковатой. Под шатром постоянно работали три электрокалорифера. Анализ грунта основания дал положительные результаты.

В 1966 году - строительство бетонорастворного хозяйства, мастерской ОГМ и автохозяйства, складов, мастерских БЭМа и ЭЦМ и других временных сооружений.

Движение рабочей силы на строительстве Могилевской ТЭЦ-2 характеризовалось следующими данными:

Месяц

К-во работающих по организациям в 1966 году

Всего

В т.ч. субподряд

СУ ТЭЦ-2

БЭМ

ЦЭМ

ЭЦМ

Гидро

спец

строй

ГУШОСДОР

Мин

элект

роники

I-XII

2852

573

10

77

23

58

5

3598

706

На начало 1967 года на площадке ТЭЦ велись следующие работы:

1.Выполняются отделочные работы в конторе и столовой.

2.Ведется кладка стен обоих бытовых корпусов.

3.Закончено строительство объединенной мастерской ОГМ и автохозяйства.

4.Смонтированы конструкции и оборудование бетоносмесительного цеха и склада цемента. Узел выдает до 40 м3 бетона в смену.

5.Министерство транспортного строительства ведет сооружение подъездного железнодорожного пути. Выполнены земляные полотна, путепроводы. Уложены рельсы и шпалы. По этому пути удалось перетащить на площадку котловагоны.

6.Построен и заселен временный поселок типа ПДУ. Ведется сооружение канализации поселка. Начато строительство второго поселка, комплект которого выделен тресту.

7.Выполняется вертикальная планировка.

8.Смонтирован центральный материальный склад, начат монтаж склада оборудования.

9.Ведется кладка стен объединенной мастерской БЭМа и ЭЦМ.

10.Ведется бетонирование фундамента дымовой трубы.

image005.jpg

Выполнение объема строительно-монтажных работ по объектам в 1966 году (по данным утвержденного внутрипостроечного титульного списка 1967 года) характеризовалось следующими данными:

№ п/п

Наименование объектов

Сметная стоимость стр.монтажн. работ в тыс. руб.

Выполнено

в 1966 г.

1

Дымовая труба с газоходами

507,8

10,8

2

Установка котловагонов

24,9

1,2

3

Внешняя автодорога к стройбазе и складу топлива

203,6

79,2

4

Наружные сети водопровода, канализации и теплофикации

629,5

20,2

5

Планировка площадки

317,8

107,3

6

Временные здания и сооружения

2399,0

753,6

7

Удорожание работ

713,9

33,4

Итого:

1005,7

По жилстроительству освоено 100,6 тыс.руб.

Основные физические объемы работ, выполненные строительным управлением в 1966 году, характеризуются следующими данными:

№ п/п

Наименование работ

Ед. изм.

Объем

1

Земляные работы

т.м3

524,8

2

Бетонные и железобетонные

-//-

3,9

3

Монтаж сборных железобетонных конструкций

-//-

0,7

4

Монтаж металлоконструкций

т.т

0,3

5

Кирпичная кладка

т.м3

2,9

6

Штукатурные работы

т.м2

4,9

7

Малярные работы

-//-

1,0

8

Приготовление раствора

т.м3

1,0

9

Приготовление бетона

-//-

3,9

Выработка основных землеройных машин в натуральном выражении в 1966 году составила:

№ п/п

Механизмы

Норма

т.м3

Выполнено в т.м3

1

Экскаваторы емк. до 0,35 м3

12,1

25,7

2

Экскаваторы емк. свыше 0,35 м3

190,0

191,0

3

Бульдозеры

130,0

296,0

План капитальных вложений 1967 года по промстроительству составляет 5080,0 тыс.руб., в том числе строительно-монтажные работы 4180 тыс.руб. Ввод основных фондов планируется в 770 тыс.руб.

План 1967 года по жилстроительству составляет 635,0 тыс.руб. В том числе строймонтажные работы 623,0 тыс.руб. Планируется ввод основных фондов на сумму 724,0 тыс.руб. или 5490,0 кв. метров жилой площади.

По культбытстроительству план 1967 года составляет 114,0 тыс.руб, в том числе строймонтажные работы 103,0 тыс.руб.

Опыт строительства временных сооружений показал, что проект стройбазы имеет ряд недостатков. Вот некоторые:

1.Проекты центрального склада и складов оборудования предусматривают металлический каркас и заполнение щитовое из плоского шифера. Такая конструкция, особенно стеновое заполнение, неблагоприятно встречена строителями, так как шифер при монтаже и перевозке ломается.

2.В автопрофилактории вместо одной нужны три смотровые ямы. На складе горючих нужны дополнительные емкости для бензина. Кроме того - очень малы площадки открытых стоянок транспорта и механизмов, причем расширение их по генплану невозможно.

3.При столовой необходимо овощехранилище, пропущенное в проекте.

4.В проекте не заложены пропарочные камеры для производства мелких несерийных железобетонных изделий. Полигон с пропарочными камерами производительностью 2-3 тыс.м3 в год стройке необходим.

В течение 1966 года на площадке работают следующие основные специализированные субподрядные организации:

-некоторый объем тепломонтажных работ выполнен Минским монтажным участком Центроэнергомонтаж;

-бурение артезианской скважины производил трест Гидроспецстрой;

-монтаж временного электроснабжения выполнен трестом Центроэлектромонтаж;

-сооружение внешней автодороги было поручено ДСР-14 ГУШСДОРА при СМ БССР;

-монтаж связи производился Проектмонтажным трестом;

-монтаж металлоконстркций и оборудования бетонного завода производился управлением Белэнергомонтаж.

На площадке в 1966 году работали следующие механизмы:

№ п/п

Наименование

Марки

Количество

1

Экскаватор

Э-1514

1

2

-//-

Э-1001

2

3

Бульдозер

Д-493

2

4

-//-

Д-492

1

5

-//-

БУ-55

1

6

Трактор

ТК-53

1

7

-//-

ДМ-75

1

8

Автокран

К-162

1

9

-//-

СМК-10

1

10

-//-

СШК-7

1

11

Железнодорожный кран

КДЗ-251

1

12

Кран козловой

К-30-32

1

13

Автогрейдер

Д-144

1

14

Компрессор

ЗПФ-51

1

15

-//-

ДК-9

1

Пояснительной запиской Гос.комитета по энергетике и электрификации СССР «О ходе строительства МТЭЦ-2» в 1967 году было отмечено:

« 1. Планирование и финансирование строительства Могилевской ТЭЦ-2 не соответствует сетевому графику, входящему в состав утвержденного проектного задания.

2.Главным фактором, сдерживающим наращиванием объема работ, является задержка с вводом в эксплуатацию подъездного железнодорожного пути.

3.Следует максимально блокировать временные здания и сооружения.

4.На Могилевской ТЭЦ-2 следует по серьезному внедрять сетевое планирование и управление. В настоящее время следует скорректировать комплексный сетевой график с учетом последних сроков ввода водогрейного котла и энергетического блока и с учетом фактического состояния дел на строительстве»».

До включения в работу турбогенератора №1 мощностью 60мВт на Могилевской ТЭЦ-2 впереди были еще 2 года героического труда строителей, монтажников и наладчиков.